Открываем интернет-магазин в Беларуси: что нужно и куда обращаться

Открываем интернет-магазин в Беларуси: что нужно и куда обращаться 1

Интернет-магазин в третьем десятилетии XXI века нужен любой фирме, занимающейся торговлей.

В Беларуси, как и в остальном мире, присутствие фирмы онлайн стало больше, чем фишкой. В 2020 году – это необходимость.

Эта статья ответит на вопросы о том, с чего начинать и что делать для того, чтобы открыть интернет-магазин.

Шаг №1. Выбрать организационную форму предприятия

Вести торговлю через интернет-магазины в Беларуси позволено ИП и юрлицам. Давайте посмотрим на плюсы и минусы обоих подходов.

Ипэшники остаются физлицами. Это значит, что индивидуальный предприниматель сам управляет операциями предприятия и сам несет за него полную ответственность – в том числе личным имуществом. Из плюсов – ИП может снимать деньги со счета, не получая на то согласия других учредителей.

Наши услуги, которые могут вас заинтересовать: Бухгалтерское обслуживание ИП →

Юрлица же делят ответственность между учредителями и отвечают только коммерческим имуществом организации. Однако, снимать со счета средства они могут только при наличии прибыли, и при этом удерживается подоходный налог с начисленной суммы (13%). В случае же, когда фирма несет убытки, снимать деньги нельзя.

Фирмы и ИП вольны выбирать принцип налогообложения. Если выбрать общий, то организации придется платить 18% налога на прибыль и НДС 20%. Физлица платят 16% подоходного налога. При упрощенном же принципе выплачивается 5% от оборота. Чтобы подробнее разобраться в нюансах упрощенной системы налогообложения, изучите 32 главу Налогового кодекса Республики Беларусь.

Выбирая организационную форму, стоит знать о том, что у организаций предельный размер выручки для целей применения УСН больше, чем у ИП. Постарайтесь определить свой предполагаемый годовой товарооборот заранее.

Полезная информация: Составление бухгалтерской отчетности →

Ипэшник, в отличие от организации, может платить единый налог. Распространяется это правило, согласно статье 337 Налогового кодекса, на отдельные виды предпринимательской деятельности: торговлю продовольственными товарами (за вычетом пива и алкоголя), торговлю автомобилями, одеждой, бытовой техникой и другими товарами.

Организации же выплачивают восемнадцатипроцентный налог на прибыль, НДС, подоходный налог, страховые взносы и другие налоги.

Размерами ИП уступают юрлицам, потому что ограничены в найме: 3 работника максимум. Но скольких бы работников предприятие ни наняло, надо выплачивать отчисления в ФСЗН.

Шаг №2. Зарегистрировать предприятие

Зарегистрировать ИП гражданин РБ или гражданин другой страны с белорусским видом на жительство может в исполнительном комитете, предоставив заявление о госрегистрации, документ, подтверждающий уплату госпошлины и свою фотографию. Для найма сотрудников ипэшнику нужно также подать заявление в ФСЗН о присвоении номера плательщика за наемных лиц.

Свидетельство о регистрации выдают в исполкоме на следующий рабочий день, а документы учета в ФСЗН (номер самого индивидуального предпринимателя) и налоговой – там же через пять рабочих дней. Для найма сотрудников ипэшнику нужно также подать заявление в ФСЗН о присвоении номера плательщика за наемных лиц.

Открываем интернет-магазин в Беларуси: что нужно и куда обращаться 2
Регистрация ИП в Беларуси

Для регистрации юрлица требуется предоставить в исполком заявление, устав (2 экземпляра) + его электронную копию, подтверждение уплаты госпошлины. Перед тем, как это сделать, утвердите устав и согласуйте название организации в исполкоме.

Вы получите свидетельство и извещения о постановке на учет в ИМНС, ФСЗН, статистике, Белгосстрахе – так же, как и в случае с оформлением ИП. После этого, приобретите печать организации и заключите договоры с руководителем, наемными сотрудниками и главным бухгалтером (или воспользуйтесь услугами бухгалтера на аутсорсе).

Хотя предприниматели и организации могут не использовать печать, желательно ее изготовить. Фирма, не имеющая печати, временами вызывает недоверие у покупателей, поставщиков и других контрагентов. К тому же, подделать документы фирмы с печатью куда сложнее.

Шаг №3. Открыть расчетный счет

И ипэшникам, и организациям для торговли необходим расчетный счет в банке. При этой процедуре подаются заявление, свидетельство о государственной регистрации и образцы подписей, а в случае с юрлицом – еще и копия устава. Для перечисления зарплаты сотрудникам также нужно будет заключить договор на зарплатный проект.

Важно знать: Постановка бухгалтерского учета →

Шаг №4. Получить книгу учета поверок и ревизий

Получите книги учета проверок и ревизий, замечаний и предложений, бланки накладных, при необходимости (для организаций) – трудовых книжек. См. также: Кадровое администрирование.

Шаг №5. Создать сайт

Походы по государственным инстанциям закончились – время браться за создание сайта интернет-магазина!

Специализируются на таких сайтах как фирмы, так и ИП. Однако в XXI веке разработать интернет-магазин способен и руководитель вновь созданной компании – благо, инструменты для этого есть.

Это CMS (content management systems): WordPress, Joomla!, 1С-Битрикс: Управление сайтом, TYPO3 и другие. Такие системы управления контентом упрощают администрирование веб-сайта.

Обратите внимание на специализацию CMS перед тем как сделать выбор: например, для WordPress это блоги, тогда как 1С-Битрикс создавался для онлайн-магазинов. Но это не значит, что на WordPress нельзя сделать сайт-интернет магазина: еще одно достоинство CMS в их гибкости.

Определившись с тем, кто и как разработает сайт, выберите доменное имя и хостинг для сайта. Домен – это адрес интернет-магазина. В идеале он совпадает с названием предприятия или (в случае с ИП) дает пользователю понять, чем здесь торгуют. Найдите доменное имя в белорусском секторе интернета – иначе нельзя будет торговать в розницу. Сразу после покупки домена можете, не теряя времени, подать заявление в двух экземплярах в свой исполком для регистрации в Торговом реестре Министерства торговли. Процесс регистрации занимает пять рабочих дней.

Помните, что осуществляя коммерческую деятельность на территории РБ по средствам сайта хостинг его должен быть белорусским.

Открываем интернет-магазин в Беларуси: что нужно и куда обращаться 3

Шаг №5. Внесите на сайт обязательную информацию

К такой информации относятся название организации или имя ИП полностью, форма собственности, УНП, сведения о госрегистрации; образец чека, время работы, виды дистанционной оплаты.

Шаг №6. Настройте доставку и прием оплаты

По закону продавец обязан доставлять товары наложенным платежом или курьером в любой населенный пункт Беларуси, а также принимать безналичные платежи. Убедитесь, что у вас есть платежный терминал в пункте выдачи товара и у курьеров. Кроме того, если подключить дистанционную оплату (через ЕРИП или с помощью карты), то курьеру будет достаточно отдать клиенту товарный чек.

Шаг №7. Продвигайте интернет-магазин

Итак, вы выполнили требования закона и наполнили сайт товарами. Но работа еще не завершена. Теперь нужно заняться продвижением интернет-магазина, чтобы о сайте узнали клиенты.

Расскажем о способах промоушена.

  • Присутствие в соцсетях. Страничка интернет-магазина во Вконтакте или другой соцсети со ссылкой на домен приведет к вам покупателей.
  • SEO (оптимизация сайта под поисковые запросы). Задача SEO в том, чтобы поисковики (к примеру, Google) выводили сайт среди первых результатов при релевантном поиске. Торгующая электротехникой компания хочет ранжироваться в первой десятке результатов при поисковом запросе “купить утюг в Минске” – добиться этого и есть цель SEO. Поскольку алгоритмы Google постоянно меняются, стоит поручить SEO профессионалам, чтобы оставаться в топе.
  • Контекстная реклама. Действует по похожему на SEO принципу: поисковик выдает ваш сайт выше, чем другие. Однако за контекстную рекламу придется заплатить – зато такие объявления будут показываться пользователям в поиске на связанные с темой сайта запросы вне зависимости от качества SEO.

Помните, что нет одного всеобъемлющего способа. Их можно и нужно комбинировать, чтобы получить результат.

Хоть все эти советы и могут показаться слишком сложными для человека, впервые открывающего интернет-магазин, поверьте – достаточно просто следовать алгоритму и у вас все получится! Будущее за онлайн-торговлей: число интернет-магазинов в Беларуси выросло почти вдвое с 2015 года, а покупки онлайн в 2020 совершает каждый второй гражданин. Так что дерзайте – дорогу осилит идущий!

Если у вас появились вопросы по сотрудничеству, будем рады ответить на них: +375 17 276-68-63, +375 29 329-18-82.

Заказать услугу