Проверена актуальность данных на 03.01.2022.
Переход компаний на удаленную работу частично или полностью уже является глобальной тенденцией. Такой тип рабочих отношений имеет явные плюсы, как для самих работников, так и для работодателя. Следует отметить, что законодательная база для перевода сотрудников на “удаленку” присутствует далеко не во всех странах, однако, в связи с недавними событиями, легализовать этот тип занятости стремятся если не все, то многие.
Предприниматели в нашей стране также все активнее выражают желание перевести рабочий процесс из офиса, что сократит издержки на аренду помещения, коммунальные платежи, оборудование и пр., тем самым упростив масштабирование бизнеса. Что сегодня говорится в белорусском трудовом законодательстве касательно дистанционной работы?
Что в Беларуси?
28 февраля 2020 года Трудовой кодекс Республики Беларусь пополнился несколькими нововведениями, одно из которых – “регулирование отношений работника и нанимателя при выполнении работы в мобильном режиме, т.е. дистанционной работы”. Глава 251 была добавлена к трудовому кодексу. Именно в ней описаны особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу.
Законодательно утверждено два варианта оформления удаленной работы:
Работа на дому – выполняется по месту жительства работника. При условии соответствия помещения нормам техники безопасности (ТБ).
Данная форма выполнения работником трудовой функции обязывает работодателя отслеживать соответствие потенциального “рабочего” пространства требованиям законодательства по охране труда (ОТ). Работа на дому не имеет прочих обязательных требований в отличие от дистанционной формы.
Дистанционная работа – выполняется в любом удобном для работника месте вне места нахождения работодателя. По этой причине закон не обязывает нанимателя проверять соответствие места работы нормам охраны труда. Но присутствует необходимость ознакомления сотрудника с правилами ОТ.
Форма дистанционной работы предусматривает требования об обязательных отчетах о выполненной работе и коммуникации с работодателем. Режим рабочего времени и времени отдыха для работника дистанционно прописывается отдельным пунктом в договоре найма. Он может определяться нанимателем и четко прописываться в документе или же определяться сотрудником самостоятельно.
Кроме того, форма дистанционного труда дает возможность сторонам заключать дополнительные соглашения к договору найма с помощью электронной документации без непосредственной встречи. Хотя в некоторых случаях бумажная версия документа все же необходима: документ, подтверждающий увольнение, должен быть направлен сотруднику на бумажном носителе.
Как правильно оформить трудовые отношения с работником на “удаленке”?
- Инициировать переход на удаленную работу может любая из сторон, отправив письменное заявление/уведомление.
Если инициатором перехода на одну из форм удаленной работы является работодатель, юридически такое действие является – изменением существующих условий труда. В соответствии с Трудовым кодексом это должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами. А сотрудники должны быть оповещены за 1 календарный месяц до смены текущих условий труда. - При достижении согласия, заключается дополнительное соглашение к договору найма, где указывается дальнейшее место выполнения рабочих обязанностей. Обязательно прописывается адрес проживания сотрудника, если выбрана форма удаленной работы – на дому.
Также документ должен содержать установленный график времени работы и отдыха, периодичность подготовки и предоставления отчетов о проделанной работе, способы связи с нанимателем. Не обязательно по законодательству, но будет уместным прописать в соглашении используемые в рабочем процессе устройства, программное обеспечение, программные средства и т.п. - Дополнительно может оформляться акт приема-передачи оборудования, если работник получает таковое от работодателя для использования в процессе рабочей деятельности.
- Издание работодателем приказа о переходе сотрудников на удаленную форму занятости завершает процедуру оформления.
Временный переход на удаленную работу
В заявлении от сотрудника(-ов) о переходе на дистанционную форму работы можно указать срок ее начала и окончания. Это избавит от необходимости оформления дополнительных документов при возвращении работника(-ов) в офис.
В таком заявлении указывается причина перехода: “в связи с семейно-бытовыми обстоятельствами”/“распространением инфекции COVID-19” и другие, далее просьба о переводе на удаленную форму работы и период.
Если у вас остались дополнительные вопросы или вы хотите воспользоваться услугами нашей компании, то обращайте по контактному телефону +375 (44) 767 18 59 (консультация специалиста платная).
Наша компания оказывает услуги кадрового администрирования, бухгалтерского обслуживания.