Проверена актуальность данных на 03.01.2022.
COVID-19 для малого бизнеса принес падение спроса на товары/услуги, убытки и потерю клиентов. Результатом этих событий тема закрытия ИП в нашей стране все больше обретает актуальность. Исходя из этого, мы представляем поэтапную инструкцию о корректном прекращении деятельности индивидуального предприятия.
Содержание статьи
1 Этап. Уведомление гос. органов
В начале ликвидации ИП об этом, в первую очередь, должен быть письменно уведомлен регистрирующий орган, а также налоговый налоговая инспекция (в течение 10 дней). После уведомления и до полной ликвидации ИП уже не имеет права заключать коммерческие сделки и договоры любого вида. При этом обязан уплатить все налоги и произвести расчет с кредиторами и работниками. Если предприятию необходим независимый аудит деятельности, договор на его проведение может быть заключен до уведомления регистрирующего органа. Отчет по результатам проверки должен быть подан в налоговую, таможенные органы и Белгосстрах в течение 20
2 Этап. Увольнение
Увольнение работников в ИП осуществляется по трем основным пунктам:
- окончание рабочего контракта;
- по согласию сторон;
- в связи с прекращением деятельности ИП.
Увольнения “До” и “После” начала ликвидации деятельности имеют свои особенности. Увольнение сотрудников до подачи заявления о ликвидации – то есть “по соглашению сторон”, позволит предприятию сэкономить. Увольнения после уведомления исполкома о закрытии ИП – то есть “в связи с прекращением деятельности ИП”, в соответствии с законодательством должны сопровождаться выплатой выходного пособия сотрудникам.
3 Этап. Расторжение коммерческих и хозяйственных договоров
Данный пункт целесообразен к исполнению после увольнения сотрудников. Необходимо расторгнуть все действующие договоры – как непосредственно связанные с деятельностью предприятия: клиенты, партнеры, подрядчики и т.д., так и обеспечивающие бытовую сторону деятельности ИП: аренда помещения, коммунальные услуги, интернет, доставка воды и прочие. Расторжение может быть оформлено путем соглашения обеих сторон или же в одностороннем порядке с помощью письменного заявления об отказе от исполнения договора. Если хотите воспользоваться вторым способом, внимательно изучите расторгаемый договор. Сложности в этом случаем может добавить пункт об обязательном уведомлении второй стороны о ликвидации предприятия, за невыполнение данного пункта налагается штраф.
4 Этап. Публикация в “Юстиции Беларуси”
После подачи заявления о закрытии ИП в уполномоченный орган, необходимо разместить сообщение о решении в официальном издании Министерства юстиции Республики Беларусь. Сообщение платное. Данное сообщение считается законным уведомлением кредиторов о закрытии предприятия.
5 Этап. Заявление о ликвидации
Заявление можно заполнить онлайн или оффлайн. Далее его необходимо подать в ваш исполком вместе с квитанцией (копией) об оплате публикации в “Юстиции Беларуси”. Это также можно сделать онлайн.
6 Этап. Налоговая декларация и проверка
В соответствии с законодательством Республики Беларусь, после подачи заявления о ликвидации, предприниматель обязан в течение 5 рабочих дней заполнить и подать налоговую декларацию за прошедший период или за срок с начала налогового периода до дня подачи заявления о ликвидации. Просрочка подачи декларации является административным правонарушением. Ответственность варьируется в зависимости от количества просроченных дней. Если предприниматель не может предоставить документы для подтверждения расчетов, налоговая инспекция, как правило, начисляет налог на всю сумму выручки. В течение 30 рабочих дней после принятия регистрирующим органом решения о прекращении деятельности, налоговая инспекция проводит проверку. По окончанию оной вы получите акт и заключение инспекции. При необходимости заключение может быть оспорено в суде. Проверку также могут провести независимые аудиторы. В этом случае отчет о проверке необходимо предоставить в налоговую в течение 20 дней.
7 Этап. Расчет
Расчет с кредиторами должен проходить в последовательности, установленной нормативными документами. Расчет:
- с физическими лицами в случае причинения вреда жизни и здоровью;
- с сотрудниками при увольнении;
- с кредиторами по обязательствам залога и далее с прочими кредиторами.
8 Этап. Сдача документации, получение справки.
Последний шаг – инвентаризация документации. Если в процессе работы имел место найм сотрудников – все документ по личному составу необходимо передать в местный архив. В местный регистрирующий орган необходимо предоставить:
- заявление о закрытии;
- свидетельство о гос.регистрации (или заявление об утере);
- документальное подтверждение закрытия долгов перед кредиторами.
По прохождении всех необходимых проверок и подтверждения отсутствия задолженностей, ИП исключается из ЕГР. Регистрирующий орган выдает справку об исключении.
Мы желаем всем, кто прочитал подготовленный нами материал – чтобы он не пригодился. Но, если так случилось, желаем, чтобы временные трудности стали для вас точкой роста и возможностью попробовать себя в чем-то новом, что может стать делом всей вашей жизни. Обращаем ваше внимание, что наша компания оказываем полный комплекс услуг по ведению бухгалтерской отчетности для ИП. Если требуется консультация или проверка документов, то обращайтесь к нам. Мы всегда рады помочь.